Воронеж, ул.
Белинского 21

+7 (473) 250-93-93

Пн - Пт: 09.00 - 18.00

заказать звонок
 RU ▼

Конов Андрей Владимирович, директор «Орловского хлебозавода: «Инновации вредят хлебопекарной промышленности».

21.07.2017

Компания «АгроТехХолдинг» продолжает цикл статей, посвященный лидерам АПК. Герой сегодняшнего выпуска - Андрей Конов, генеральный директор Орловского хлебокомбината. 


конов.JPG


Предприятие в прошлом году отметило 55-летний юбилей. За полвека технологии выпечки совершили колоссальный скачок вперед, пожалуй, самый большой с момента появления хлебопекарного дела как такового. Удается ли идти в ногу со временем, сохраняя при этом привычное высокое качество продукции?

Инновации – это слово, которое в последнее время часто слышу, но трактуется оно по-разному. Пищевая промышленность России, в частности, хлебопекарные предприятия, не очень много инноваций внедряют. С точки зрения оборудования, но не технологий, они должны быть и должны развиваться.

У нас были гости из Словении, не могли наесться батонами. Привожу пример, почему такой контраст, особенно для тех, кто здесь не живет. Батон на опаре в Европе больше не делают. На мелких предприятиях  так производят хлеб. В России таких предприятий почти не осталось. К сожалению, в большинстве регионов теряем добрую традицию выпускать вкусный, качественный хлеб. В большей степени это касается ржаного продукта.

С открытием сетевого ритейла, с развитием формата минипекарен в торговых точках, конкуренция на рынке очень возросла. Сейчас это самый растущий сегмент на нашем рынке, но они себе не могут позволить таких технологий, которые есть на крупных предприятиях. Вместе с тем надо отдать должное соседней Республике Беларусь, где производители очень четко поддерживают три дня на тестоприготовление. Не каждый себе в условиях «время-деньги» такое может позволить. С таким подходом хлеб, соответственно, должен стоить в разы дороже. Процент брожения занимает 8 часов. За это время, если хлеб выпекается 30 минут, можно 16 циклов провести на пекарне и быть в 16 раз продуктивнее. Понятно, что владелец бизнеса выберет более прибыльную модель производства. В хлебе думать только о деньгах нельзя. Это совершенно другой подход – либо вы делаете деньги, либо вы делаете продукт, который выберет потребитель.

Тем не менее, Орловский хлебокомбинат лидирует в своем сегменте на территории всего Черноземья, что только подтверждает недавняя победа в номинации «Выбор покупателя» на конкурсе «День хлеба – 2017». Как удерживать баланс между рентабельностью бизнеса и традиционным методом выпечки, по сути, привычным качеством продукта?

Мы никогда не ждали дотаций, в отличие от наших коллег из разных регионов, хотя у нас достаточно большой выпуск социально значимого продукта – хлеба, порядка 15 тн ежесуточно. Основная проблема производства – низкая или отрицательная доходность от социально значимого хлеба и низкая доходность от большинства массовых хлебобулочных изделий. К сожалению, в России сложилась очень нехорошая практика, причем давно сформировалась, со времен Союза. Хлеб – политический продукт, и он не должен дорожать. Сейчас получается, что хлеб – самый недооцененный продукт на этом рынке. В 4-5 раз он должен стоить дороже. Это с оглядкой на европейский рынок. Даже с учетом того, что мы далеки по доходам, от того же уровня европейцев. У нас хлеб стоит копейки и зарабатывать на нем можно только за счет его массовости.

Хотя это очень тяжелый труд. И очень жаль, что в последнее время очень много подделок или ускоренных технологий появляется, т.е. продукт уже нельзя назвать хлебом. Это не только рецептуры касается, это касается замен многих сырьевых компонентов на ненатуральные. В большинстве случаев это касается достижения большей доходности.

Пока сложно представить, что мы будем покупать хлеб за 150-200 рублей. Лучше поговорим об эксклюзивных изделиях, как одном из конкурентных преимуществ. Вы граничите с Тульской областью – «Тула, самовар, пряник». Можно ли сказать что-то подобное об Орле – «Орел, самовар, …»?

Хлебобулочные изделия нельзя назвать эксклюзивными. У каждого предприятия есть свои секреты, но, скажем, хлеб орловский, который был разработан в 60-е годы именно на нашем предприятии и назван хлеб «Орловский», который ГОСТ делал еще в советские времена, но сейчас делают очень много хлебозаводов по всей России и делают по-разному. Хлеб «Орловский» чем отличается? Тем, что он долго не черствел, имея в своем составе рафинадную патоку. Это продукт переработки сахара-рафинада. Сейчас способ приготовления сахара изменился, и такого продукта вообще нет. В технологии он заменяется сахарным сиропом, но это уже хлеб не по ГОСТу. Поэтому мы вынуждены называть его хлеб «Орловский Оригинальный».

Есть пряник «Орловский сувенир». К сожалению, мы не так известны как Тула. Орловский продукт не так известен, но мы его уже очень давно выпускаем. Правительство Орловской области занимается развитием туризма, и пряник вошел во все туристические справочники. И гостям города дарят его как один из сувениров, который характерен для города Орел.

Слойка орловская – слойка ручной работы, который изготавливается не на кондитерском маргарине, а на сливочном масле. Слойка – единственное, что мы делаем руками. Этого не встретишь на прилавках других регионов.

Раз уж заговорили про руки, расскажите о коллективе комбината.

Мне повезло с коллективом. У нас большое предприятие и хорошие взаимоотношения. Было очень тяжело в 90-е. Мы входили в период приватизации, когда у нас некому было работать, воровали, выпивали. К нам из колонии свозили работников. Вот тогда реально было тяжело. Был период дефицита, ничего не достать, безденежье. Сейчас все четко структурировано, люди дорожат работой. У нас практически нет текучки кадров – приходят кадры во втором-третьем поколении. Для меня дорого, когда родители приводят своих детей и просят их взять на работу кем-то на стартовые позиции. Свой отпечаток накладывает и тот факт, что в городе практически не осталось крупных  предприятий. Средний уровень оплаты труда у нас – 32800 рублей. По сравнению даже с Подмосковьем, это достойный показатель.


мельница.png


В поселке Белоберезовский действует «Белая мельница» - комплекс по приему, переработке и хранению зернопродуктов.  Проект внушительный, требующий немалых инвестиций. Это результат планового расширения производства или удачное льготное предложение от банков?

В отличие от коллег и конкурентов, мы всегда были консервативными предприятием. Мы никогда не были закредитованы, потому что привыкли отталкиваться от собственных средств. Программы модернизации, обновления оборудования, объектов, инвестиционная деятельность – все полностью строится только на том, что мы заработали.

Строительство мельницы – довольно значимая инвестиция, но поэтапно разложенная во временном интервале. Это позволяет сделать все за собственный счет.

Мы всегда выполняли свои обязательства перед поставщиками по продукции, наше финансовое состояние  известно. Были крупные снижения, обострение конкуренции, когда открывались новые предприятия, когда у нас прямо на глазах уходил рынок, когда два года работали вообще в ноль – это были трудные времена.

«АгроТехХолдинг» проявили себя наиболее активно с точки зрения подготовки коммерческих предложений, эскизного проекта. Завязались отношения, вошли в контракт и отработали комплекс, который успешно работает. Сейчас коллектив мельницы – 15 человек, и производят порядка 1000-1200 т муки. С точки зрения производительности на каждого на одного человека в силовом выражении – это очень хорошие показатели. Так и со стороны государства – налоги, новые рабочие места.

Орловский хлебокомбинат – амбициозное предприятие?

Не хочется стоять на месте, но сейчас сложность основная в том, что мы имеем две площадки в городе – и очень тесно завязаны земельно в тех рамках, которые есть. Т.е. помещение старой постройки и нет возможности ставить современные линии.  Все идет к тому, что придется выйти на новую площадку и возводить новые мощности. Те мощности, которые сейчас есть, загружены на 50-60%. Современный рынок и уровень конкуренции требует того, что мы с трудом можем – сейчас большое предприятие должно выпускать 300 наименований продукции. И чтобы выпускать такой ассортимент, нужны свободные помещения и абсолютно другое планировка.

Еще одна проблема – экспедиция. Опять же старые помещения, которые были рассчитаны и специализированы на выпуск одной продукции. Первый завод выпускал 4 вида хлеба, второй – 5 видов. Сейчас у нас на одном заводе стоит 5 линий, на каждой линии делается определенный ассортимент и осуществляется переходы, т.е. два часа делаем один продукт, потом останавливаем, зачищаем и переходим на другой ассортимент.

Сейчас вообще тяжелая ситуация с земельными участками и их выделением. Выносить производство за пределы города дорого.

Второй этап – развитие фирменной торговли. Мы одни из немногих в России, кто не продал в свое время фирменные магазины. На текущий момент у нас 11 магазинов и 30 палаток, и мы больше 25% продукции продаем через сеть фирменной торговли. Это серьезное подспорье, в отличии от многих предприятий, которые лишились этого канала продаж. Есть в планах открытие еще одного магазина в этом году. Будем стараться работать в этом направлении, наращивать обороты.

    


Возврат к списку


Получить прайс-лист